Как сдать экзамен без подготовки?

Сегодня речь пойдёт не о том, как сделать незаметные шпаргалки или воспользоваться одной из современных технических хитростей вроде очков-мониторов или беспроводных наушников. Мы расскажем о скрытых закономерностях в экзаменационных тестах, где нужно выбирать ответы из нескольких вариантов. Воспользовавшись этими подсказками, вы не провалите экзамен, даже если ни разу не открывали учебник. А если всё-таки открывали – никогда не помешает подстраховаться, чтобы получить максимальное количество баллов.

Человеческий фактор

И в школе, и во взрослой жизни нам часто приходится сталкиваться с тестами: промежуточными и выпускными экзаменами по учебным предметам, по правилам дорожного движения, экзаменами на профессиональную квалификацию и так далее. Многие из них не предполагают непосредственного изложения знаний и лишь предлагают выбрать правильный вариант из нескольких предложенных. Если ответ неизвестен, остается только ставить галочку наугад. Или нет?

Корреспондент «BBC Future» попытался найти скрытые закономерности в различного рода тестах, которые позволяют с высокой долей вероятности выбирать верные варианты – даже если вы имеете дело с незнакомым материалом. Для создания этого он обработал статистику по 100 тестов, которые в сумме содержали 2456 вопросов.

34 из них были школьными и университетскими (учебные заведения часто выкладывают в интернет архивы старых экзаменационных материалов с решениями), остальные 66 были получены из других источников – это профессиональные тесты, билеты по правилам дорожного движения, газетные викторины по новостям, спорту и шоу-бизнесу, опросники по технике безопасности при работе с электричеством, по использованию презервативов и по действиям при пищевых отравлениях.

В результате исследователю удалось не только разработать стратегию для разных конкретных тестов, но и рассчитать её практическую полезность. Отчасти его успеху способствовал тот факт, что, не смотря на требование к составителям тестов размещать правильные ответы в случайном порядке, на практике это реализовать довольно сложно. Человек по своей природе очень плохо приспособлен к тому, чтобы действовать случайным образом — играет ли он в карты или выбирает номера в лотерее.

Верно и неверно

Рассмотрим для начала тесты, где вариантов ответа только два – «верно» и «неверно». Преподаватели используют их, потому что такие опросники проще всего составлять и проверять. Но и угадывать правильные варианты здесь проще простого, опираясь на две важные закономерности.

Во-первых, ответов «верно» обычно больше, чем ответов «неверно». В среднем пропорция составляет 56% к 44%. Это объясняется просто: верные утверждения проще приходят на ум. Вспомнить реальный факт проще, чем придумать несуществующий. Составитель идёт по пути наименьшего сопротивления и выдаёт тест, в котором больше правильных утверждений.

Во-вторых, чередований «верно-неверно-верно-неверно» в таких опросниках больше, чем должно было бы быть в полностью случайной последовательности. Вот, к примеру, ключ к ответам экзамена из 20 вопросов из университетского учебника («Физическая геология» Пламмера, Макгири и Карлсона): ВННВНВВННВННВНННВННВ.

Допустим, вы знаете большинство правильных ответов на вопросы, которые идут до или после тех, по которым вам не хватает знаний. Тогда можно преодолеть этот тест по следующей стратегии:

= Пройдитесь по всем вопросам и, перед тем, как начинать угадывать, отметьте все известные вам ответы.

= Посмотрите на известные вам правильные ответы, расположенные до и после тех вопросов, в которых вы не уверены. Если оба известных ответа одинаковы (скажем, «неверно»), гадайте в противоположную сторону (в данном случае «верно»).

= Если известные ответы разные, выбирайте «верно» (поскольку, как вы помните, в среднем ответов «верно» бывает больше).

Тесты с тремя вариантами ответов

Студенческая мудрость гласит, что в экзаменационных тестах с тремя вариантами ответов надёжнее всего выбирать вариант посередине. Но, по данным корреспондента «BBC Future», эта тактика большой пользы не принесёт. В тестах с тремя вариантами все ответы имеют примерно равные шансы быть верными. Но всё-таки одна закономерность здесь есть.

В нескольких рассмотренных исследователем коротких тестах с тремя вариантами правильный ответ никогда не имел тот же порядковый номер (А, Б, В), что и в предыдущем вопросе. В тестах большего размера порядковый номер правильного ответа иногда совпадал с предыдущим – но лишь в 25% случаев (в то время как полностью случайная выборка дала бы 33%). Таким образом, можно увеличить эффективность угадывания, просто выбирая не совпадающий с предыдущим вариант.

Тесты с большим количеством вариантов

Похоже, что составители тестов интуитивно подбирают правильные пропорции случайных чисел для вопросов с тремя вариантами ответов, -но если их больше, начинаются проблемы (к большой радости наблюдательных студентов). Это вполне совпадает с результатами экспериментов, показавших, что чем больше у человека вариантов, тем менее случайный выбор он делает.

В тестах с четырьмя вариантами верным чаще других оказывается второй (28% случаев при ожидаемом значении 25%). Если же вариантов пять, то чаще всего правильным был последний (23% при ожидаемом значении 20%), а средний вариант (В) был наименее популярен (17%). И хотя разница в цифрах не такая уж большая, это всё равно лучше, чем наугад «тыкать пальцем в небо»…

Ещё одной неожиданной новостью для вас может стать то, что ответы «всё из перечисленного» или «ничего из перечисленного» имеют гораздо более высокие шансы оказаться верными, чем кажется. В одном университетском учебнике такие ответы были верны в 65% случаев!

Парочка хитростей на заметку

Увеличить шансы правильного угадывания можно не только благодаря порядку ответов, но и их форме. Существуют хорошие шансы, что правильным окажется самый длинный вариант ответа, поскольку составители тестов должны формулировать верные ответы так, чтобы они не допускали разночтений – и для этого зачастую требуются уточнения. А неправильные варианты они порой придумывают спустя рукава.

Еще одна хитрость: попытайтесь поймать составителей на невнимательности. Иногда правильный ответ может отличаться от остальных благодаря падежу, более соответствующему формулировке вопроса. Например, рассеянный профессор услышал правильный ответ в своей голове и поставил его в правильный падеж, а потом написал три других варианта в именительном падеже. Элементарный пример: «Чем открывают дверь?» (А — ключом, Б – отвёртка, В – молоток, Г – пила)

Шестое чувство

И еще одно простое правило: доверяйте интуиции. Она работает, даже без всякой системы. Если вы совсем не знаете ответа, спросите себя: какой из вариантов чем-то похож на правду? Правильный ответ чаще выглядит знакомым. Возможно, вы просто слышали его один раз в жизни, а потом забыли, и осталось лишь ощущение дежа вю.

Ни один из выше перечисленных методов, конечно, не заменит тщательной подготовки к экзамену. Но если от волнения у вас все вылетело из головы, или совсем не было времени полистать книги, попробуйте положиться хотя бы на описанную выше систему и своё шестое чувство.

Источник: http://howitworks.iknowit.ru/paper1591.html

Метки:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2024 ЛайфХак — оптимизируем жизнь. Учись нестандартно мыслить, нестандартно видеть, нестандартно действовать